Полтава
Усадьба Котяревского
Представьте себе обычную украинскую хату: аккуратная мазанка, утопающая в зелени небольшого живописного сада. В палисаднике полыхают огненно-солнечные рудбекии. На кольях тына сохнут перевёрнутые кверху дном крынки…
Представили?
У Ивана Петровича Котляревского точь-в-точь такая. Разве что крыша не из соломы да печь облицована кафлями. Ну так ведь он – шляхта; пусть и не самого знатного, но древнего и уважаемого рода…
Расположена усадьба Котляревского (по-нашему: «садиба») на Ивановой горе, в самом центре исторической Полтавы, близ Успенского собора. Здесь Иван Петрович родился, здесь умер, отсюда во всеуслышание прозвучал его голос.
Как сказал классик:
… занедбане й закинуте під сільську стріху слово, мов фенікс з попелу, воскресло знову і залунало по широких світах…
Усадьбу, как указано в купчей, в 1751 году приобрёл дед Ивана Петровича, - тоже Иван, на то время диакон собора. Сейчас она представляет из себя дом о пяти комнатах и хозяйственные постройки: клуня, сарай, колодец с журавлём. В хате всё по-простому: тут узкая спартанского вида кровать, здесь стол, там жардиньерка. Из вещей только самое необходимое: книги, чернильница, рюмки зелёного стекла.
Вещи, сразу скажем, не аутентичны.
Да и сама усадьба - реконструкция позднейших времён.
По причине полной бездетности всё имущество Котляревского после смерти перешло в наследство к его экономке, - вдове унтер-офицера Великчеева, - Матрёне Ефремовне. От неё дом достался жене губернского секретаря Надежде Педченковой, чьи сметка и деловая хватка быстро довели родовое гнездо начальника нашей поэзии до состояния почти полного обветшания. Госпожа Педченкова сдавала недвижимость под постой солдатам местной гарнизонной команды. Результат не замедлил сказаться. Публицист и писатель Григорий Петрович Данилевский, в 1855 году посетивший знаковое для украинского интеллигента место, увидел истинно удручающую картину: потолок светлицы был подперт бревном, чтобы не рухнуть.
Что ж.
С годами усадьба Котляревского всё меньше напоминала место, где могло родиться поэтическое слово.
Но в 1969 году по случаю двухсотлетнего юбилея Ивана Петровича усадьбу восстановили. Над реконструкцией работал архитектор Тертычный со товарищи. К их чести, волю своей творческой фантазии они давали не шибко, восстановив «Садибу» максимально похоже на описания современников.
Визуальной подмогой реставраторам служили акварельный эскиз Тараса Григорьевича Шевченко, литография художника Р. Меллина и план усадьбы одна тысяча восемьсот тридцать восьмого года, найденного в Полтавском городском архиве.
Из родного в музее-усадьбе лишь деревянный фрагмент в сенях да сволок, на котором вырезана надпись церковными буквами: "Создася дом сей во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Року 1705, месяца августа 1".
При этом – что важно – при посещении «садиби Котляревськго» совершенно не возникает чувства ненатуральности… знаете, как бывает: словно портняжными ножницами вырезали из картона декорацию для театральной постановки…
Нет, здесь всё живое, знакомое…
Немов би зайшли ви з кумом до сусіда потеревеніть і зараз – може, за хвилину - господар вийде із хати, привітається приязно, сяде у затишку, ось тут під вишнею, і скаже:
- А що, панове? Чи не бажаєте послухати якусь бувальщину?
- Так, так, - відповімо. - Ми залюбки, як буде ваша ласка.
Посміхнеться чоловік і почне:
- Ну слухайте… Еней був парубок моторний…
При оформлении страницы использованы акварельный эскиз Тараса Григорьевича Шевченко, иллюстрации к "Енеїді" Анатолия Базилевича, а также фото Игоря Дармостука и чьи-то ещё.